Протяжённость новой Тихоокеанской дороги составит 4 000 км, планируется возведение моста через реку Лену в Ленском районе, завершение строительства запланировано на конец 2028 - начало 2029 года. Пока этот проект только обсуждается, однако всё же возникает вопрос, как при строительстве дороги будут учитываться интересы местных, в том числе коренных малочисленных народов Севера.
В связи с этим в октябре 2024 года уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) Константин Роббек выступил на пленарном заседании Госсобрания (Ил Тумэн) РС(Я), где отметил, что местное население не информировано о планах строительства железной дороги. Многие кочевые родовые общины, на территории традиционного природопользования которых будет проходить магистраль, получили письменные уведомления о необходимости в срочном порядке согласовать этот проект. Константин Роббек - сегодня гость ИA SakhaNews.
- Константин Васильевич, что в связи с этим планируется предпринять?
- Что касается строительства ветки новой Тихоокеанской железной дороги, то информация от кочевых родовых общин поступила мне буквально в октябре, перед моим выступлением на пленарном заседании Ил Тумэна. В ходе своего выступления я сразу попросил депутатов обратить на данный вопрос внимание, поскольку это масштабный проект, сопоставимый со строительством БАМа. На мероприятии присутствовали члены правительства республики, глава кабмина Кирилл Бычков. И сразу после этого у председателя правительства республики состоялось совещание, на котором мы обсудили с проектировщиками соответствующие вопросы, причём они касаются не только территорий традиционного природопользования кочевых родовых общин, но и особо охраняемых природных территорий (ООПТ).
По итогам этого совещания было принято решение о создании в правительстве рабочей группы на уровне вице-премьера Ольги Балабкиной, куда войдут представители министерств и ведомств, муниципалитетов. Рабочая группа будет рассматривать вопросы, где какие территории будут затронуты при реализации проекта, который пока ещё существует на стадии обсуждения. Образно говоря, проектировщики провели воображаемую линию, трассировку дороги с учётом ландшафтных и других особенностей.
Вопрос в том, как при этом в наименьшей степени затронуть участки кочевых родовых общин и ООПТ, минимизировать возможный ущерб. Мне поручено оказывать содействие во взаимодействии представителей Тихоокеанской железной дороги с кочевыми родовыми общинами, участки которых могут быть затронуты при строительстве дороги. Представители ТЖД выразили готовность поддерживать контакты с местными, в частности, это требуется для проведения этнологической эксперетизы, расчёта компенсации и т.д.
Главное заключается в том, чтобы население было информировано о проекте, нужны встречи с жителями, а не кулуарное обсуждение, возможно, у местных будут какие-то дельные предложения по тем или иным вопросам, той же трассировке. Чтобы народ выслушал, чтобы народ знал, какой масштабный проект намечено реализовать. По итогам совещания районам было поручено проинформировать население о строительстве железной дороги.
Пока мы идём в таком вот плановом режиме. Потом, когда будет определённая ясность по трассировке, проекту и т.д., будут проводиться экспертизы и прочее. Пока же есть взаимопонимание со стороны проектировщиков и заказчиков.
- В Томпонском районе, где проживают, в частности представители коренных малочисленных народов Севера - эвены, активно развивается промышленный кластер. Каковы отношения у недропользователя «Полиметалл» с местными?
- Вопросы об экологической безопасности и учёте интересов населения Томпонского улуса не могут не волновать, однако следует заметить, что недропользователь - компания «Полиметалл» достаточно ответственно относится к их решению. «Полиметалл» ведёт добычу на Нежданинском золоторудном месторождении и с недавних пор - серебра на месторождении Барылас в Верхоянском районе. Все проекты проходят государственную экологическую экспертизу, а ещё и этнологическую экспертизу.
Фото из открытых источников.
Ещё лет десять назад мы свели представителей компании с местными оленеводами, обсудили проблемные вопросы: дорога, по которой возит руду компания, проходит через участки кочевых родовых общин. С того времени они успешно взаимодействуют. Компания имеет соглашения о социально-экономическом сотрудничестве с Томпонским районом, Тополинским наслегом и кочевой родовой общиной.
Недропользователь проводил в селе Тополином, месте компактного проживания эвенов, общественные слушания по проекту моста через реку Томпо, автозимника продлённого действия Тополиное - Прогноз - Барылас и др.
Вместе с представителями минарктики и минпромгеологии республики мы посетили Нежданинскую обогатительную фабрику, чтобы иметь представление о производстве, в том числе с точки зрения обеспечения экологической безопасности.
В начале этого года произошёл небольшой разлив дизтоплива, сразу после этого представители «Полиметалла» приехали в село Тополиное, встретились с населением и рассказали не только об устранении разлива, но и о других вопросах касательно деятельности компании.
Также «Полиметалл» ведёт геологоразведочные работы для утверждения запасов вольфрама на Агылкинском месторождении недалеко от Тополиного. Разработка месторождения потребует строительства дорог, которые затронут участки кочевых родовых общин, поэтому мы держим этот вопрос на контроле. Учитывая позицию компании «Полиметалл», все вопросы по соблюдению республиканского законодательства, интересов малочисленных народов, надеюсь, будут решаться.
- Прошла информация, что в Олёкминском районе может появиться территория опережающего развития (ТОР) в зоне производственной деятельности компании «Нордголд», соседствующей с территориями кочевых родовых общин. Как вы это прокомментируете?
- Насколько я знаю, недропользователь хочет создать ТОР, которая подразумевает налоговые преференции. Как в этом случае будут решаться вопросы с местными налогами? Ведь сейчас Тянский национальный наслег полностью самодостаточный за их счёт, не получает субвенции из бюджета.
Фото пресс-службы Нордголда.
В прошлом году, когда недропользователь подписывал соглашение о социально-экономическом сотрудничестве с республикой, были опасения, что он откажется от выполнения всех других соглашений - с Олёкминским районом, Тянским наслегом, эвенкийской кочевой родовой общиной. Однако компания продолжает сотрудничать в рамках этих соглашений и, насколько известно, планируется пролонгация их на будущий год.
- И ещё вопрос - о загрязнении реки Чары в Олёкминском районе. Олекминчане предполагают, что виновник - не мелкие иркутские золотодобывающие артели, как считалось ранее, а большая компания «Удоканская медь». У вас есть какая-либо информация по этому поводу?
- Это предстоит проверить.
- Спасибо, что нашли время для SN.
Ольга СЕРГЕЕВА.