Столкнувшись с историческим вызовом, который бросает нам поднятый Западом на знамёна натовский фашизм, мы обязаны глубоко осознать: без мощного социально-экономического фундамента и щита трудно рассчитывать на стремительное и успешное решение задач на передовой. А для того, чтобы такой щит создать, необходимо полностью отринуть разрушительное наследие «лихих 90-х». И это самым прямым образом касается бюджета страны, от которого зависит финансовая основа её сохранения, развития и побед.
Задачи экономического фронта
В конце августа в Совхозе имени Ленина наша партия провела IV Международный экономический форум. Он рассмотрел ключевые проблемы страны и был направлен на их решение на основе социально-экономической программы КПРФ.
Там мы вновь напомнили, что победную политику можно выстроить только при условии ясного осознания, что Россия сегодня воюет на двух фронтах. На том, где развернулось наше сражение с нацизмом и его американскими вдохновителями. И на фронте социально-экономическом, где мы обязаны одолеть недуги вымирания, массовой бедности, технологического отставания, кадровой деградации и коррупции. Недуги, которые достались нам в наследство от гобачёвско-ельцинского предательства и тех, кто подло громил нашу Державу. Победы на обоих этих фронтах тесно взаимосвязаны и невозможны одна без другой.
В прошлом году перед рассмотрением бюджетного проекта наша команда подготовила двенадцать важнейших социально-экономических законов и бюджет развития. Достойно выступали, излагая позицию партии, наши депутаты – Ю.В. Афонин, Д.Г. Новиков, В.И. Кашин, Н.В. Коломейцев, Н.В. Арефьев, Н.М. Харитонов, Н.А. Останина, О.Н. Смолин, А.В. Куринный, М.В. Щапов и другие. Но в итоге при утверждении бюджета большая часть предложений КПРФ была проигнорирована. А уже через три месяца, в конце февраля, президент Путин, выступая с Посланием, сказал, что его надо скорректировать в сторону увеличения на 7 триллионов. Это полностью подтвердило правоту партии.
В нынешнем проекте бюджета на 2025 - 2027 годы по ряду важных направлений сделан шаг в сторону наших требований, с учётом ключевых задач, стоящих перед страной. И в первую очередь мы не можем не выразить понимание и поддержку существенного увеличения расходов на оборону и безопасность. Это тот рост расходов, который нам кровно необходим в сражении с противниками, бросившими России смертельный вызов.
Но от этого не становится менее значимой необходимость максимально сбалансировать бюджет для достойного обеспечения расходов на экономическое развитие, социальную сферу и сбережение народа. На повышение качества здравоохранения и образования. На укрепление отечественной науки и технологический прорыв. На поддержку национальной культуры и патриотического воспитания подрастающего поколения. Это те важнейшие задачи, которые сформулированы в послании и в стратегических указах президента. И все, кто работает над формированием бюджета, обязаны добиваться того, чтобы он этим задачам максимально соответствовал. Однако, к сожалению, мы не можем назвать внесённый в Думу проект по-настоящему отвечающим духу, требованиям времени, тем угрозам, которые стоят за плечами у каждого.
Серьёзная оценка бюджета невозможна без анализа основных макроэкономических показателей, которые, в конечном счёте, определяют его параметры. Главный среди этих показателей – темпы роста ВВП страны. В сопровождающем проект прогнозе развития сказано: по итогам нынешнего года ВВП вырастет на 3,9% процента, что даже выше сегодняшних среднемировых значений. Но уже в 2025 году рост замедлится до 2,5%. И до конца прогнозируемого трёхлетнего периода не достигнет уровня 2024 года.
Это прямо противоречит целям, заявленным в президентском послании и в указах главы государства, один из ключевых ориентиров которых – рост экономики на уровне не ниже мировых. Мы вновь скатываемся к отставанию, преодоление которого было названо важнейшей стратегической целью нашего государства.
Безусловно положительным и чрезвычайно важным является рост инвестиций на 10%, которого правительство ожидает в 2025 году. Но и он, согласно прогнозу, в последующие два года снова начнёт замедляться.
Нездоровым экономическим симптомом безусловно является и то, что импорт у нас по-прежнему будет по темпам роста опережать экспорт. Что явно не соответствует другой важнейшей задаче, сформулированной руководством страны – ускоренному импортозамещению.
Увы, не вызывают большого доверия и заложенные в бюджетном прогнозе показатели инфляции. На фоне роста цен на 7,3% в текущем году прогнозируется, что в 2025-м они увеличатся на 4,5%, а в следующие два года будут расти на 4%. В то время как экономисты делают практически единодушный вывод: реальное подорожание важнейших товаров исчисляется 20-30 процентами за год. И в течение очередной трёхлетки наверняка останется таким же.
Нельзя не обратить внимание и на то, что в течение всего трёхлетнего периода ожидается существенное снижение темпов роста фонда заработной платы. В результате чего доходы трудящихся будут обесцениваться под влиянием инфляции – даже официальной.
Отрадно, что в целом расходы бюджета вырастают в следующем году по сравнению с нынешним более чем на два триллиона рублей – до 41,5. И на 2025 год обещан хотя бы небольшой рост доходов бюджета относительно ВВП – до 18,8% против 18,4% в 2024-м. Что является обнадёживающим фактом финансовой политики. Однако в прогнозе на 2026 год этот показатель вновь снижается до 18,1% и уже отстаёт от года текущего. А в 2027-м он падает до 17,4%.
Мы снова возвращаемся к плачевной ситуации, когда богатства страны, её потенциал всё меньше аккумулируются в государственном бюджете. Потому что огромная их часть по-прежнему оседает в карманах алчной олигархии, а не служит нашей победе, нашему успешному развитию и достойной жизни граждан.
Мириться с этим в нынешней обстановке мы не вправе. У страны сегодня нет более важных задач, чем те, которые решаются исключительно за счёт бюджетных средств. У нас есть все необходимые ресурсы для того, чтобы наращивать их гораздо более высокими темпами. Это одна из ключевых задач с точки зрения национальных интересов. И её недопустимо приносить в жертву интересам олигархии.
Из представленного прогноза следует, что доля нефтегазовых доходов бюджета, составляющая в нынешнем году 31%, снизится в 2025-м до 27%, в 2026-м – до 25%, а в 2027-м – до 23%. Причины этого очевидны. Главная из них – враждебные санкции, которые служат оружием экономического удушения России. До 2022 года на нашу долю приходилось 47% угля, от 40% до 45% газа и 27% нефти, которые импортировал Евросоюз. В прошлом году эта доля в европейском импорте газа сократилась до 15%, доля нефти - до 4%, а поставки угля в европейском направлении упали практически до нуля. Нынешние объемы нашей торговли сырьём с Европой сопоставимы с уровнем 50-летней давности, когда СССР проложил туда первые газопроводы.
В такой ситуации все несырьевые отрасли необходимо с удвоенной силой мобилизовать на поступательное развитие.
Но пока наша экономика остаётся ориентированной на сырьевую модель. А дать ей настоящий толчок, вывести страну на новый уровень опережающего развития, обеспечить нам конкурентоспособность и полноценное импортозамещение может только переход на высокотехнологический путь роста. Но он невозможен без принципиального пересмотра социально-экономического курса, который формировался три десятилетия назад и подгонялся под обслуживание американского глобализма. А не под экономику подлинно суверенной великой Державы. И без решения этого главного вопроса снова стать такой Державой невозможно.
Специалисты давно констатируют: наш бюджет минимум на две трети формируется не за счет реальной экономики, а за счет налога на добавленную стоимость, налоговых надбавок на экспортируемую продукцию, увеличения тарифов и штрафов. К сожалению, эта давняя тенденция даёт о себе знать и в проекте бюджета на следующий трёхлетний период.
Так, прилагаемая к проекту пояснительная записка обещает существенный рост тарифов ЖКХ. Тарифы на газ со следующего года проиндексируют на 10,3%, на электроэнергию – на 12,6%. Это ещё один источник дополнительных доходов, который правительство находит в карманах граждан.
Такие принципы формирования бюджета, увы, оказываются неизбежными, если не решается задача достижения уверенного экономического роста и обеспечения социальной справедливости.
Советский баланс и сегодняшние ошибки
Наиболее ясное понимание динамики, структуры и целевой направленности государственных расходов даёт анализ 14-ти разделов бюджетной классификации.
Мы надеемся, что существенный рост расходов по таким разделам как «Общегосударственные вопросы», «Национальная оборона» и «Национальная безопасность» направлен на решение самых насущных задач, которые время поставило перед нами. Но, при всех особенностях и объективных сложностях сегодняшнего дня, необходимо добиваться того, чтобы их решению соответствовало и финансирование других разделов бюджета. От этого зависит день завтрашний. То, каким окажется будущее страны.
Наши противники упрекают представленный бюджетный проект в том, что здесь якобы слишком велика доля расходов на оборону и безопасность. И сопровождают эти упрёки лживой байкой, будто Советский Союз рухнул под грузом непомерных военных расходов. Но правда состоит в том, что причины разрушения СССР носили не экономический, а сугубо политический характер. И состояли в предательстве перерожденцев, дорвавшихся до вершин власти. А до тех пор, пока страна не отступила от подлинно советских принципов, ей неизменно удавалось соблюдать баланс между неизбежными расходами на обеспечение надёжной обороноспособности и постоянным ростом расходов культурных, медицинских, образовательных и научных.
Вот почему Советская Держава непрерывно наращивала экономику, опираясь на высокотехнологичное производство. Вот почему она даже во время Великой Отечественной войны направляла до 17% бюджета в сферу образования. А в первые послевоенные годы расходовала пятую их часть на школы, вузы и передовую науку. Вот почему она смогла в кратчайшие сроки восполнить гигантские демографические потери, понесённые Советским Союзом в сражении с фашизмом. И уже через полтора десятилетия после той страшной войны первой в мире отправила своего сына - Ю.А. Гагарина в легендарный космический полёт.
Это выдающийся пример, на котором следует учиться управлять экономикой и государственными финансами сегодня. Только тогда удастся избежать таких издержек, которые наблюдаются в нынешнем проекте бюджета и в запланированном финансировании гражданских разделов.
Мы не можем оправдать низкий, отстающий даже от официальной инфляции рост расходов на национальную экономику - на 3% в 2025 году. И тем более – их снижение на 4% в 2027-м по сравнению с 2026-м. Общий рост расходов по столь важному разделу, который за предстоящую трёхлетку составит 12%, будет нейтрализован инфляцией, вырастающей, даже согласно официальному прогнозу, за те же три года ещё более существенно. Но без решения насущных проблем в области экономики невозможно решить ни одну другую проблему, стоящую перед страной.
Говоря об этом, нельзя не отметить с особой тревогой и недоумением снижение на 36,5% финансирования государственной программы развития сельского хозяйства. В реальном выражении, с учётом инфляции, она потеряет 40% средств. А в 2026-2027 гг. незначительный рост её финансирования окажется лишь номинальным. Фактически же он будет отсутствовать благодаря той же инфляции.
Нужно отдельно подчеркнуть, что в рамках этой программы на международную кооперацию и экспорт нашей сельхозпродукции за рубеж выделяется вдвое больше средств, чем на технологическое обеспечение продовольственной безопасности внутри страны. Что тоже нельзя считать нормальным.
На развитие рыбохозяйственного комплекса в 2025 году заложено 22 миллиарда рублей, в 2026-м уже только 20, а в 2027-м - лишь 18 миллиардов. Благодаря такому подходу Россия, имеющая колоссальные возможности для обеспечения своих граждан рыбной продукцией, завозит её из других стран. Импортируя при этом рыбу далеко не лучшего качества.
Говоря об экономической политике, нельзя обойти вниманием ещё одно тревожное обстоятельство: межбюджетные трансферты, от которых зависит поддержка регионов, в 2025 году снижаются с учётом инфляции. А в 2026-м падают даже в номинальном выражении.
Мы неоднократно признавали: правительство Мишустина более системно и работоспособно, чем предыдущее. Его профессиональный уровень выше. Но и оно пока что не выбралось окончательно из старой колеи. Не сойдя с неё, невозможно обеспечивать темпы экономического развития на уровне мировых. И это подтверждается тем, что динамику роста, достигнутую в прошлом году, мы начали терять уже в нынешнем.
Одной из главных причин такой ситуации является не отвечающая подлинным национальным интересам финансовая политика. Ключевая банковская ставка, устанавливаемая Центробанком и достигшая в сентябре 19%, у нас почти в 4 раза выше, чем в США, где её недавно снизили до 5%. Почти в 5 раз выше, чем в Евросоюзе, где Европейский центральный банк опустил её до 3,65%. И почти в 10 раз выше, чем в Китае, где она ограничена двумя процентами. Непомерно раздутая кредитная ставка тормозит экономическое развитие, рост производства, технологическое обновление предприятий. Душит страну, средний и малый бизнес, обесценивает увеличение бюджетных ассигнований в экономику.
Такая финансовая политика ведет и к искусственному ограничению инвестиций – в том числе по тем направлениям, от которых зависит выполнение жизненно важной для нас задачи импортозамещения.
С нынешним уровнем инвестиций в важнейшие отрасли, в том числе обеспечивающие нашу продовольственную безопасность, невозможно добиться экономического суверенитета. Если в Китае на развитие сельского хозяйства ежегодно тратят 300 миллиардов долларов, а в США – 200, то у нас – только 48 миллиардов.
В начале сентября на Восточном экономическом форуме президент выступил, по сути, с посланием, задающим ориентиры развития страны в целом. И один из ключевых ориентиров, сформулированных главой государства – использование наших богатейших ресурсов для развития собственной производственной базы. Прежде всего – для высокотехнологичного производства, где у нас наблюдается стратегически опасное отставание. Но чтобы такая масштабная задача была решена, мы обязаны признать: она останется неподъёмной без принципиального совершенствования бюджетной политики.
Половинчатое финансирование
Одна из главных опасностей, с которыми мы столкнулись – технологический износ инфраструктуры и коммунальной сферы. О нём настойчиво напоминают 60% изношенных сетей и коммунальные аварии прошлой зимы, случившиеся при 25-градусном морозе. Апрельские наводнения на Южном Урале и потоп, разразившийся в Челябинской области, где тоже произошло разрушение плотины на Киалимском водохранилище.
Неслучайно на уже упомянутом Восточном форуме глава Минэнерго Сергей Цивилёв с тревогой говорил об исчерпании мощных советских резервов, которые фактически проедались на протяжении нескольких десятилетий без технологического обновления. Об очевидном недофинансировании модернизации оборудования и поддержания его в нормативном состоянии.
А вице-премьер Марат Хуснуллин, обращаясь в апреле к участникам международной выставки «Россия», выступил с другим тревожным заявлением: темп прироста аварийного жилого фонда продолжает опережать его расселение и капитальный ремонт того жилья, которое ещё не пришло в полную негодность. Согласно прогнозам министерства строительства, к 2030 году в стране будет уже 40 миллионов аварийных квадратных метров. Чтобы этого избежать, на расселение и ремонт потребуются 4 триллиона рублей. Но объём финансирования ЖКХ пока что не позволяет планировать такие расходы.
Мы настойчиво добивались кардинального изменения принципов финансирования ЖКХ. И имеем все основания рассматривать как свою победу решение правительства почти двукратно – на 87% - увеличить в 2025-м году расходы по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство». Но это не оправдывает их новое снижение, запланированное на 2026-й сразу на 20%. С последующим сокращением затрат на коммуналку и в 2027-м.
Траты на государственную программу «Развитие энергетики» также снижаются к концу предстоящей трёхлетки. При том, что они и без того скудные. Их максимум составит около 63 миллиардов рублей в 2025 году.
КПРФ настаивает на поступательном наращивании расходов ЖКХ, разумной альтернативы которому просто не может быть при нынешней ситуации в этой сфере. И на реализации масштабной программы технологического возрождения страны. Такая программа требует полноценного бюджета развития, который нами разработан.
Нельзя не подчеркнуть особо, что в представленном проекте заложен значительный рост расходов по разделу «Охрана окружающей среды» - почти втрое за предстоящий трёхлетний период.
Урон, наносимый планете грабительской, безответственной системой хозяйствования, всё более угрожающим образом проявляется и в изменении климата, результаты которого уже затрагивают все регионы мира. Учёные-эксперты ООН пришли к выводу, что такой жары, как в последние годы, на Земле не было уже тысячи лет. Многие авторитетные специалисты предупреждают: если мир не найдёт рецепта, позволяющего остановить глобальное потепление, уже через полвека климатическая ситуация может стать несовместимой с выживанием человечества.
В нашей стране сосредоточена самая значительная часть важнейших природных ресурсов Земли. В России расположена пятая часть лесов планеты, треть подземных вод и озёр и почти 20% ледников. Именно от этих источников зависят запасы пресной воды – основы жизни. Мы должны сделать всё для сбережения своих уникальных природных богатств, наших водных артерий и лесных массивов.
Нельзя смириться с запланированным в бюджетном проекте сокращением расходов по разделу «Социальная политика».
Только по официальным данным 10 миллионов наших граждан живут на 14 тысяч и менее в месяц. То есть пребывают в абсолютной нищете. У 20% семей доходов хватает только на самую элементарную еду. 60% домохозяйств не располагают средствами на приобретение товаров длительного пользования. Столько же тех, кто не имеет вообще никаких сбережений на черный день. Всё больше таких, кто не в состоянии оплачивать постоянно дорожающую коммуналку. Задолженность граждан по ней, согласно выводам Торгово-промышленной палаты, достигла в этом году триллиона рублей.
Массовая бедность – основная причина того, что люди один за другим попадают в кредитную кабалу, попросту не находя иного способа выжить. Общее число тех, кто сегодня должен банкам, достигло 50 миллионов, а их суммарный долг уже составляет 35 триллионов и приближается к федеральному бюджету.
В таких условиях необходимо незамедлительно принимать и реализовывать государственные программы ликвидации бедности, поддержки молодой семьи, социальной защиты малоимущих.
Но вместо этого нам предлагают согласиться с сокращением социальных расходов в 2025 году на 14%. В итоге их небольшой рост, намеченный на два дальнейших года, не сможет помешать тому, что в 2027-м они будут на 4% ниже, чем в текущем 2024-м. А с учётом официально допускаемой инфляции за трёхлетку они отстанут от уровня нынешнего года минимум на 16%.
Бухгалтерия социальных проблем
Во внутренней политике ключевым сегодня является вопрос сбережения народа. Мы предложили власти максимально убедительный алгоритм его решения, позволяющий остановить постигшую нас катастрофу вымирания.
За годы советской власти прирост населения у нас составлял в среднем 1 миллион 700 тысяч человек в год. После предательского разрушения СССР только русское население сократилось на 30 с лишним миллионов. Сейчас мы теряем по полмиллиона человек ежегодно. А по итогам нынешнего года, согласно прогнозам демографов, наше население может сократиться ещё на 650 тысяч.
Наши граждане живут в среднем на 6 лет меньше, чем в Восточной Европе, и на 12 лет меньше, чем в западноевропейских странах. Одна из главных причин этого – категорическое недофинансирование здравоохранения и кадровый погром в медицинской сфере. Вложения государства в нее должны составлять не менее 5% от ВВП.
Плачевная ситуация наблюдается не только со смертностью, но и с рождаемостью. В 2023 году она упала до исторического минимума. За первое полугодие нынешнего года сократилась еще на 6% по сравнению с первым полугодием предыдущего. В июне, впервые за всю современную историю страны, у нас родилось меньше 100 тысяч детей.
Демографический кризис больно бьёт и по экономике, отнимая у неё кадровый потенциал.
Согласно последним данным Минтруда, общая численность трудовых ресурсов снизилась у нас за последний год на два миллиона человек, сократившись до 76 миллионов. А дефицит кадров в экономике достиг пяти миллионов. В подготовленном Центробанком обзоре экономики регионов сказано: доля предприятий, испытывающих дефицит кадров, составила в нынешнем году 70% против 56% в предыдущем. При этом наблюдается одновременно нарастающая нехватка как специалистов, так и низкоквалифицированных работников.
Демографическая проблема может быть решена лишь при условии, что более половины семей будут многодетными. Но это не станет реальностью без кардинального изменения социальной политики. И без соответствующей корректировки бюджета.
Между тем, в нынешнем бюджетном проекте заложено снижение расходов по разделу «Здравоохранение», категорически противоречащее задаче остановить вымирание страны. В 2025 году их собираются снизить на 1,3%, а в 2026-м – ещё на 2%. С учётом официальной инфляции фактическое урезание трат на медицину за два года составит 10%. И хотя в 2027-м году их намечено поднять на 2,5%, они всё равно не вернутся даже к уровню нынешнего года.
Эта тревожная картина усугубляется тем, что мы видим в части национальных проектов и государственных программ, относящихся к медицине и сбережению народа.
В 2025 году предполагается выделить 370 миллиардов рублей на реализацию нацпроекта «Продолжительная и активная жизнь». Но в 2026-м расходы на него будут урезаны на 23%.
На нацпроект «Новые технологии сбережения здоровья» выделены мизерные средства, явно исключающие серьёзное технологическое обновление в этой области. Крайне скудными выглядят и расходы на высокотехнологичную медицинскую помощь.
В следующем году ужимают на 38% и бюджет федерального проекта «Развитие инфраструктуры здравоохранения». Но это хотя бы будет компенсировано его существенным ростом в 2026-2027-м.
На общем фоне урезания медицинских расходов выгодно выделяется ведомственный проект оказания медицинской помощи детям с тяжёлыми заболеваниями. Его финансирование в течение трёх лет обещает вырасти почти на 35%.
Если расходы на медицину будут падать, то финансирование бюджетного раздела «Физическая культура и спорт» практически замрёт на мизерной по бюджетным меркам отметке в 67-68 миллиардов. Что никак не может способствовать укреплению здоровья подрастающего поколения и общества в целом.
Мы постоянно отстаиваем необходимость принципиального изменения в образовательной и научной политике. И кардинального увеличения вложений в эти сферы, важнейшие для развития страны, для укрепления экономического, кадрового и оборонного потенциала. Но те, от кого зависит финансово-экономическая политика, пока что не прислушиваются к нам в полной мере.
В 2025-м году рост расходов по разделу «Образование» будет незначительным и составит 1,3%, оказываясь полностью «съеденным» инфляцией. В 2026-2027 гг. он официальную инфляцию превысит, вырастая на 6,8% и 4,3% соответственно. Но, к сожалению, нельзя не признать, что реальный рост цен нивелирует и эту прибавку.
Ещё более плачевная ситуация – с финансированием науки, от которой безоговорочно зависит возможность технологического развития страны.
Ожидаемые расходы на осуществление государственной программы «Научно-техническое развитие» в нынешнем году составляют 1,4 триллиона рублей, а в следующие три года вырастают до 1,6 триллиона. На первый взгляд, суммы внушительные. Однако относительно общих расходов бюджета финансирование главной научной программы составляет только 3%.
Затраты на реализацию нацпроекта «Содействие проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ» составят от одной десятой процента бюджетных расходов в 2025 году до девяти сотых в 2026-м и восьми сотых в 2027-м. Такое, прямо говоря, ничтожное содействие научно-исследовательской деятельности никак не сообразуется с задачей вывести экономику на высокий технологический уровень.
При этом нельзя не назвать обнадёживающим федеральный проект «Создание национального центра физики и математики».
Если на госпрограмму Развитие авиационной промышленности», которая в текущем году профинансирована на 46 миллиардов, в 2025-м выделят почти 50 миллиардов, а в 2026-м – 65, то в 2027-м расходы на неё будут сокращены на 12 миллиардов.
На наш взгляд, слишком скудные расходы запланированы на программу «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности». И в течение всей предстоящей трёхлетки они будут сокращаться, а в 2027 году составят лишь 27 миллиардов против 51 в 2024-м. То есть ужмутся почти наполовину.
Необходимо признать: такой подход к финансовому обеспечению нашего потенциала развития пора оставить в прошлом. Сегодня мы боремся за свою национальную независимость. Об этом не раз прямо говорил глава государства. И бюджет страны должен соответствовать этому историческому вызову не отчасти, как его нынешний проект, а в полной мере.
Формированию полноценного бюджета развития, бюджета победы мешает не недостаток ресурсов. Все необходимые ресурсы у нас есть. Но использовать их в полном объёме не позволяет то, что социально-экономический курс внутри страны по-прежнему не соответствует принципиальному изменению нашего внешнеполитического курса. Расходится со стремлением России к достижению подлинного суверенитета, который невозможен без сильной и по-настоящему независимой экономики. Этот внутренний курс продолжает во многом обслуживать интересы олигархии. А они состоят не в нашем развитии, не в нашей независимости, а в сохранении и бесконечном наращивании своих капиталов любыми средствами и любой ценой.
Да, мы добились того, что правительство все-таки пошло по пути перехода к прогрессивной налоговой шкале. Но и при новых правилах расчета налогов, которые вступят в силу в начале следующего года, сверхдоходы богачей, их гигантские дивиденды остаются неуязвимыми для налоговой системы. Олигархия по-прежнему ускользает от серьезной налоговой нагрузки. И это наносит болезненный удар по казне, по нашему бюджету.
Если бы власть наконец заставила олигархов, паразитирующих на наших ресурсах, платить нормальные налоги, если бы она устранила их от управления экономикой исключительно в своих интересах, при формировании бюджета не пришлось бы закладывать на трёхлетку 57-процентный рост расходов на обслуживание государственного долга. И урезать важнейшие расходы на развитие страны и достойную жизнь людей.
Опыт социализма – ключ к победной политике
Исторической вершиной нашей тысячелетней Державы стали победа Народной Власти и построение Советского Государства. И произошло это благодаря тому, что там была создана лучшая в мире школа, лучшая социальная система и наука, лучшее здравоохранение и образование. Этого могла добиться только страна, ресурсы которой находятся в руках государства и общества, а не в руках кучки алчных собственников.
Мы видим, что и сегодня, на полях сражений с натовским фашизмом, объявившим России войну, стоящие перед нами задачи удаётся решать только благодаря государственному сектору. И выдающийся советский опыт, и опыт сегодняшний убедительно подтверждает оправданность нашего призыва к национализации важнейших отраслей экономики.
Сегодня наша партия и наша парламентская фракция – в центре нового сражения, которое страна ведёт за свое будущее. В этом сражении патриотическим силам уже удалось добиться серьезных успехов.
Мы сумели прервать блицкриг, объявленный НАТО. По существу, он был полностью провален. При этом мы понесли минимальные потери.
Мы устояли под давлением двадцати тысяч санкций. Они не смогли остановить производство, экономически и морально парализовать нас.
Мы приложили все усилия, чтобы эффективно заработал ВПК. И на коллегии министерства обороны руководители всех крупных предприятий поблагодарили нашу фракцию. Ведь именно она спасла в своё время военно-промышленный комплекс.
Мы перешли в контрнаступление и расширили БРИКС, который набирает всё больший вес в мире. Для нас принципиально важно накормить страну. В прошлом году она получила лучший урожай. И здесь большая заслуга народных предприятий и нашей команды.
Мы всё сделали, чтобы осуществить решительный идеологический разворот к истинному патриотизму, справедливости, защите фундаментальных исторических ценностей. И сегодня он становится всё более очевидным.
Мы настойчиво добивались отказа от пагубной «болонской системы» в образовании. И такое решение наконец принято.
Победа над нацизмом является главной задачей для всех нас. И мы будем максимально содействовать её решению.
Мы обязаны ясно понимать серьезность нарастающих угроз и быть готовыми к их отражению. Но для этого необходимо максимально консолидировать общество. Принять предложенный нами полноценный бюджет развития, борьба за утверждение которого была, есть и будет для нас одним из главнейших вопросов. И реализовать те предложения, касающиеся социально-экономических преобразований, которые внесла наша партия и фракция.
В своей программе мы показали, что федеральный бюджет может быть увеличен минимум до 50 триллионов рублей.
Перспективность подходов КПРФ подтвердили оценки ученых и экспертов в ходе экономических форумов, выводы участников парламентских слушаний в Государственной Думе, достижения народных предприятий и опыт коммунистов – руководителей регионов.
Именно под их руководством наши регионы добиваются лучших в стране результатов.
Уникальный для сегодняшнего дня экономический рост показала Иркутская область, когда ее возглавлял губернатор-коммунист Левченко.
Ульяновская область под руководством губернатора Русских в прошлом году продемонстрировала десятипроцентный рост экономики – почти втрое выше, чем средний по России.
За то время, что губернатор-коммунист Клычков возглавляет Орловскую область, региональный бюджет вырос там вдвое по итогам предыдущей пятилетки. И увеличится еще минимум в 1,6 раза по итогам нынешней. Расходы местного бюджета на здравоохранение за последние пять лет удалось увеличить почти втрое, на образование и развитие культуры - вдвое. Получен рекордный урожай зерна – по 5-6 тонн на каждого жителя области.
Одновременно с этим лучшие в стране производственные и социальные результаты демонстрируют наши народные предприятия, построившие свою работу на фундаменте самых современных технологий и социалистических принципах заботы о своих тружениках.
Это убедительные ориентиры для всей страны, на которую давно нужно распространить этот опыт, если мы действительно хотим добиваться исторических побед на поле боя и в экономике.
Пора окончательно осознать: компрадорский капитализм провалился во всём мире. С ним невозможно идти в будущее! О том, что он изжил себя, прямо сказал и президент Путин. Но российская олигархия продолжает цепляться за него мертвой хваткой. Потому что капитализм позволяет ей баснословно обогащаться за счёт наших ресурсов, не делясь богатствами со страной, сражающейся за своё будущее.
500 самых богатых жителей России уже сосредоточили в своих руках почти 700 миллиардов долларов. По нынешнему курсу это 62 триллиона рублей – более полутора федеральных бюджетов. Эти пять сотен богачей владеют 40% всех финансовых активов страны. И при этом отдают в качестве налогов практически такую же долю своих доходов, какую отдают бедные и нищие. Мы обязаны покончить с этой вопиющей несправедливостью, которая лишает страну необходимых финансовых ресурсов для полноценного, подлинно победного развития!
Нам всем придется хорошо потрудиться, чтобы выполнить стоящие перед нами исторические задачи. В том числе – по каждой из десяти позиций, касающихся масштабной реконструкции экономики, которые минувшим летом были заявлены главой государства в его программном обращении на Питерском экономическом форуме. И для того, чтобы эти позиции были воплощены в жизнь, нам придётся - вопреки любым козням противников - принципиально менять социально-экономический курс, решительно разворачивать его влево. И в том же патриотическом направлении настойчиво разворачивать бюджетную политику.
Ключевые требования нашей «Программы Победы» полностью созвучны чаяниям абсолютного большинства граждан:
- Принципиальное преумножение федерального бюджета, его превращение в бюджет развития.
- Возвращение в госсобственность стратегических отраслей экономики и системообразующих банков.
- Отмена пенсионной реформы и понижение пенсионного возраста.
- Повышение размеров минимальной оплаты труда и прожиточного минимума в соответствии с реальной инфляцией.
- Государственное регулирование цен на важнейшие продукты питания и медикаменты.
- Ограничение тарифов ЖКХ не более чем 10% от дохода семьи.
- Поддержка молодых и многодетных семей, включая беспроцентную рассрочку на покупку первой квартиры для семьи сроком на 20 лет.
- Безотлагательное принятие Федерального закона «О детях войны» с мерами государственной поддержки пожилых людей.
- Реализация госпрограммы КПРФ «Образование - для всех» и гарантии на получение бесплатного и качественного образования.
- Бесплатное обеспечение медицинской помощью жителей всех населенных пунктов.
- Запрет на приватизацию государственных и муниципальных предприятий.
- Введение нормального налога на любые доходы богачей и освобождение от налогов малообеспеченных граждан.
В центре нашей программы и предлагаемого нами бюджета – человек, его нужды, его потребности, его будущее. Именно этому подчинены предусмотренные в ней удвоение объемов промышленного производства, принципиальная модернизация и кадровое насыщение сельского хозяйства. Возрождение отечественной науки и образования. Усиление социальной защиты трудящихся, пожилых людей, материнства и детства. Принятие такой программы на государственном уровне и заложенная в ней принципиальная смена социально-экономического курса – необходимые условия нашего успешного развития и нашей победы.
КПРФ настаивает: и на фронте, и в сражениях за экономическое и социальное процветание страны настоящую победу принесёт только курс, опирающийся на идеологию справедливости и социального равенства. На опыт выдающихся достижений советской эпохи, социалистического строительства. Мы будем всеми силами добиваться утверждения нового, патриотического курса. И его неотъемлемой частью станет по-настоящему победный бюджет возрождения и развития.