Беседа члена ЦК КПРФ, председателя Комитета Государственной думы по делам национальностей Валентина КУПЦОВА и политического обозревателя газеты «Правда» Виктора Трушкова
Сегодня «Правда» открывает новую рубрику «Изучая материалы пленума ЦК КПРФ». Её цель — более глубоко познакомить читателей с широким кругом проблем, которые рассматривал IX (июльский) пленум Центрального Комитета КПРФ. Одна из них — возрождение нового Союза братских народов. В представленном пленуму ЦК партии докладе Президиума ЦК, с которым выступал Г.А. Зюганов, говорилось: «Мы убеждены, что в современном мире главное условие нашей безопасности — возрождение исторического Союза братских народов, основой которого призван стать Союз России, Белоруссии, Украины и Казахстана. Разрушение СССР больно ударило по каждой из наших республик. Экономический потенциал Украины едва достиг 80% к уровню 1990 года. Грузия и Прибалтика производят менее 50%. Россия даже при запредельных ценах на нефть не вышла на стопроцентный рубеж. И только Белоруссия, преодолевая колоссальные препятствия, нарастила свои экономические возможности».
— Валентин Александрович, в основе национальной политики КПРФ лежит курс на укрепление межнационального единства и дружбы народов. Каковы приоритеты в вашей депутатской деятельности по реализации этого курса?
— Среди необходимого для этого большого арсенала средств первостепенное место в работе парламента в этой сфере должна занимать ясная государственная концепция межнациональных отношений. Формально она существует, документ был принят в 1996 году. В 2003 году было президентское указание о её пересмотре. Подготовленный обновлённый вариант был рассмотрен всеми заинтересованными организациями и экспертным сообществом. Но, несмотря на это, концепцию положили под сукно. Высшая власть государства явно не демонстрирует повседневного внимания и серьёзного стратегического подхода к национальным отношениям. Попав в такое положение, думский Комитет по делам национальностей занимается изучением отношений между разными народами, разными этническими группами в нынешней Российской Федерации, созданием законодательной базы и оперативным участием во всех федеральных и крупнейших региональных проектах, касающихся межнациональных отношений.
— Выходит, ваш комитет вынужден определять направления государственной национальной политики в России?
— При нынешнем очень скромном реальном статусе Госдумы это невозможно. Но в то же время в РФ нет непарламентских структур, которые постоянно интересовались бы национальной политикой. Обобщаемый нами опыт помогает регионам в решении тонких, но чрезвычайно острых проблем. Многие из субъектов РФ, не дожидаясь федеральной концепции национальной политики, приступили к созданию собственных документов. Они подготовлены уже в 22 субъектах Федерации.
— Следовательно, вам приходится не только, как говорится, держать руку на пульсе, но и давать политическую оценку комплексу межнациональных отношений в стране. Что вызывает у вас наибольшее беспокойство в этой сфере?
— Прежде всего — невнимание правящих кругов страны к проблеме дружбы народов как фундаментальной, приоритетной ценности современной России. Об этом свидетельствует непонимание необходимо-сти планировать работу в этой области. Нужна её государственная координация, а то сейчас отдельными аспектами межнациональных отношений занимаются более десяти министерств, причём каждое «по-своему», разрозненно. Пока национальный вопрос остаётся острым, нужно министерство по делам национальностей.
— Но президент Д.А. Медведев сказал на одном из заседаний Госсовета, что такого министерства не будет.
— Мы в комитете придерживаемся противоположной точки зрения.
— Однако велика вероятность, что оно превратится в очередное гнездовье чиновников, которое будет заниматься симуляцией деятельности.
— Нынешняя бездеятельность нетерпима. Она угрожает России. А проблема межнациональных отношений — комплексная, многогранная, не менее значимая, чем вопросы экономики, финансов, промышленности, спорта… Сейчас головной структурой в правительстве, которой поручено заниматься национальным вопросом, является один из департаментов Минрегионразвития. А он в списке этого министерства — 18-й, последний, что уже само по себе говорит о многом. Конечно, если создание министерства определять, как новую «мигалку» на автомобиле, тогда существование и ряда нынешних ведомств можно поставить под сомнение. Но проблема-то не в «мигалке», а в сохранении и укреплении дружбы между народами.
— С этим не поспоришь. Готовясь к беседе с вами, я посмотрел некоторые публикации «Правды». Проблема межнациональных отношений тесно переплетается с межрегиональными противоречиями.
— А межрегиональные противоречия тесно связаны с экономикой. Понятно, что из-за кризисного состояния экономики резко обостряется и национальный вопрос. Во время нынешнего кризиса в трёх из каждых четырёх субъектов Федерации доля убыточных предприятий доходила до 40%. Причём наиболее тяжелое социально-экономическое положение было во многих автономиях, входящих в состав Российской Федерации.
— Снова сошлюсь на «Правду». Газета писала, что из 20 регионов страны с самой высокой долей убыточных предприятий (более 45%) каждое второе — это именно субъект РФ с ярко выраженными национальными особенностями: Ингушетия, Тува, Калмыкия, Карелия, Саха (Якутия), Чеченская Республика, Северная Осетия — Алания, Еврейская автономная область и два автономных округа.
— Для регионов с высокой долей убыточных предприятий характерна массовая безработица: «стратегические собственники» поддерживают свои прибыли за счёт сокращения расходов на содержание рабочей силы. Наименьший годовой прирост безработицы пришёлся на территории, которые… особенно активно покидает население. Такое положение сложилось не сегодня. Оно действительно присуще в первую очередь тем субъектам Российской Федерации, которые вы только что перечислили. Отток населения в каждом из них увеличивается год от года.
С экономикой напрямую связаны проблемы миграции и мигрантов. Ведь в России так называемые иностранные мигранты — это на 95% граждане стран СНГ. Их основной поток — из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Молдавии, с Украины. На них приходится более половины всех прибывающих в нашу страну. Эти бывшие союзные республики лидируют в миграционном потоке в Россию с начала 90-х годов. Дело в том, что именно их экономики больше всего пострадали от разрушения СССР. А численность приезжающих на постоянное место жительства в Россию из Белоруссии, где экономика была в основном сохранена, с начала 2000-х сократилась примерно вдвое. Уже эти данные дают основание говорить, что капиталистическое жизнеустройство резко обостряет национальный вопрос.
— Подмена национальным вопросом классовых антагонизмов — это типичное поведение буржуазии. Но в роли контраргумента наши классовые противники постоянно напоминают о межнациональных конфликтах в СССР 80-х годов.
— Давайте уточним: второй половины 80-х годов, то есть того периода, когда уже начался процесс разрушения социалистического жизненного уклада наших народов. А годы реального социалистического созидания связаны с формированием советского народа, который тогда называли новой исторической общностью людей. В те годы я жил в рабочей среде череповецких металлургов и могу с чистой совестью утверждать, что нам не приходилось сталкиваться не только с межнациональными конфликтами, но и не было самих предпосылок для таких конфликтов. Общее дело, работа, учёба только сплачивали людей независимо от их национальности. Общественные отношения в СССР не давали поводов для межнациональной неприязни.
А сейчас для меня время распадается на то, что было до событий на Манежной площади Москвы, и то, что происходит после них. Отрицать, что они обнажили остроту межнациональных противоречий в России, было бы глупо. Но надо понимать и то, что их глубинной основой являются социально-экономические проблемы.
— Готов подтвердить ваш вывод данными официальной статистики. По доле мигрантов, покинувших родину и переехавших в три последних года в Россию, первое место занимает Киргизия, а на втором месте — граждане Таджикистана.
Но это важно для понимания причин обострения межнациональных отношений и мотивов выезда из своей страны. Что касается национального состава Российской Федерации, то здесь получается другая арифметика. Представление о том, что в конкуренцию с коренным населением РФ за рабочие места вступили прежде всего киргизы и таджики, не соответствует действительности. Наибольший поток трудовой миграции в Россию образуют граждане Украины, Молдавии и Армении. Что касается гастарбайтеров из Киргизии и Таджикистана, то только в сумме они чуть превышают численность приехавших на заработки с Украины.
— Сложившиеся мифы, которые опровергает статистика, стали результатом особенностей трудовой деятельности приезжих. Стоит ли удивляться, что людям бросаются в глаза прежде всего дворники и другие работники ЖКХ? Но на примере этих людей, которые у всех на виду, хорошо видна природа формирования межнациональных конфликтов между мигрантами и коренным населением страны. Она — в антагонизме классовых интересов работодателей и наёмных работников. Мне знакомые рассказывали о замечательной русской женщине, которая добросовестно работала дворником. Но стоило поднять зарплату рабочим ЖКХ, как её уволили. Теперь на её месте мигрант-южанин. Он получает на руки только часть положенной зарплаты, отдавая «дань» союзу коррумпированных чиновников и «теневых» деляг. И такая ситуация повсеместная. А бесправие озлобляет. И этим пользуется капитал, чтобы выталкивать трудящихся с дороги социального протеста на обочину межнациональных конфликтов.
— Зачастую так поступает капитал, сколоченный нуворишами из этих же республик. Они часто и заманивают сюда бесправных земляков, чтобы было проще их эксплуатировать. И наглость в отношении окружающих, как правило, проявляют не дворники и другие «трудовые мигранты», а их «хозяева» и «золотая молодёжь» из «новых таджиков», «новых азербайджанцев» и т.д.
— Классовая природа общественных отношений одинакова, идёт ли речь о коренном населении или о мигрантах. И не важно, мигранты приехали из дальнего или ближнего зарубежья. В такие же буржуазные отношения вовлекаются и приезжие, скажем, в столицу как из российских республик Северного Кавказа, так и других регионов страны. В то же время нельзя не обратить внимание на центры притяжения миграционных потоков. Главным магнитом является Москва, хотя юридически регистрация может быть оформлена в дальнем Подмосковье. Роль более слабых магнитов выполняют центры других исторически сложившихся крупных экономических районов, таких, как Северо-Запад, Черноземье, Волго-Вятский район и т.п.
— Эту тенденцию можно проследить и на данных Росстата. «Демографический ежегодник России» за 2010 год позволяет рассчитать долю мигрантов среди приезжающих как в Центральный федеральный округ (ЦФО), так и в российскую столицу. 5% всего годового потока, пополняющего население РФ, оседает в Москве. Но эта цифра далека от реальности, так как многие приезжие регистрируют своё место жительства не только в ближнем, но и в дальнем Подмосковье, в ЦФО. А то и живут вообще без регистрации. Не случайно многие эксперты уверяют, что население столицы в 1,5 раза больше, чем зафиксировала перепись населения. Действительно, почти треть миграционного потока в Россию из зарубежья (при этом дальнее зарубежье поставляет лишь двадцатую часть всех мигрантов) приходится на ЦФО. При общем сокращении численности мигрантов из стран СНГ по сравнению с 90-ми годами доля прибывающих в ЦФО из года в год растёт. Если в 2000 году она не достигала 39%, то сейчас выросла до 46%. Особенно же велика доля стремящихся в Москву среди трудовых мигрантов с Украины (почти 10%) и из Молдавии (8,7%). Значительная доля приезжих, по данным социологов, находит работу в сфере малого предпринимательства, прежде всего в качестве наёмной рабочей силы.
— Москва была крупнейшим индустриальным центром страны. После 1991 года промышленность в столице целенаправленно разрушена. Ставшие безработными инженеры, рабочие, служащие, чтобы выжить, пошли в малый бизнес. Теперь у них эстафету выживания и малого предпринимательства принимают их дети. Но их теснят предприниматели из соседних республик, потому что заманенные ими в Москву их неимущие земляки готовы работать в России за бесценок.
И всё же при рассмотрении национального вопроса считаю неправильным ограничиваться только его экономическими аспектами, так как межнациональные отношения охватывают широкий спектр духовных проблем. Они тесно взаимосвязаны. Мы в комитете это особенно понимаем при решении тех целевых задач, которые связаны с коренными малочисленными народами. Мы не упускаем их из поля зрения и потому, что они актуальны для Российской Федерации, и потому, что они предусмотрены межпарламентскими отношениями Совета Европы. А Россия, как известно, входит в состав ПАСЕ. В рамках этой работы в Москве недавно состоялось заседание комиссии Совета Европы по Хартии национальных меньшинств.
Наибольшей чуткости заслуживает всё, что касается языка. Потребность в повышенном внимании к нему обусловлена тем, что в современных условиях обостряются национальные чувства людей. К тому же нельзя допустить, чтобы обостренные национальные чувства использовались в корыстных целях сторонниками сепаратизма. Дружба народов — это одна из тех духовных ценностей, которая не имеет национальных границ и способна быть самым надёжным обручем единства России. Коммунистам всегда был присущ именно такой подход.
КПРФ по своей природе является партией интернационализма. Она вооружена научной теорией марксизма-ленинизма. Современный этап общественного развития с его постоянно обостряющимися общественно-политическими проблемами ещё раз напоминает величие исторически первого лозунга коммунистов, звавшего к единению пролетариев всех наций и народов.
В то же время мы не имеем права относиться безразлично к обвинениям русского народа в шовинизме, в высокомерии по отношению к другим народам. Эти обвинители фактически не замечают самого существования великого русского народа. Таково одно из главных направлений нынешней фальсификации истории народоненавистниками. Дело не только в национальной гордости великороссов, о которой писал В.И. Ленин. Таким способом господствующий класс стремится прикрыть те беды, которые за последние два десятилетия были навязаны стране. Тут и разлом по языку, и разлом по культуре, и национальное унижение русских. Фракция КПРФ в Государственной думе провела очень серьёзные слушания о роли русского языка в жизни общества. Депутаты-коммунисты, деятели культуры, приглашённые на слушания, настаивали на защите русского языка и предлагали сделать День русского языка общефедеральным праздником. Президент вынужден был прислушаться к нашей позиции, так как в ней выражалось умонастроение народа, и издать указ о введении Дня русского языка в календарь знаменательных дат.
Коммунисты всегда стремились быть чуткими к национальному вопросу. За 18 лет своей деятельности КПРФ не раз обращалась к этой важнейшей проблеме. Так, ещё 13 лет назад пленумом ЦК партии был принят специальный документ — «Позиция КПРФ по национальному вопросу». Осмысливая задачи исторического «собирания народов», коммунисты убеждены, что предпосылками их успешного решения являются, во-первых, реализация программного требования об от-странении от власти крупного капитала, восстановление социализма и народовластия. Во-вторых, необходимо сплочение вокруг программы замены капитализма социализмом всех патриотических сил страны