Якутский феномен. ЮНЕСКО не оценит…
YAKTIMES.ru В новейшее время в Якутии много происходит парадоксального, связанного с некоторыми одиозными фигурами местной политической элиты, взращенной на российской ниве. То, что происходит во властных структурах российской политической элиты, уже стало притчей во языцех в зарубежных странах с приличной моралью и нормами демократического устройства. Даже твиты пестрят информацией о неоднократном переделе собственности в постсоветской России, где политические «семьи» устроили беспредел, попирающий нормальное государственное обустройство страны.
Множество бандитских рейдерских захватов собственности, земель, различных компаний, паразитирующих на недрах богатых субъектов РФ, как бы, уже позади. Однако они не ушли, они стали другие и стали мимикрировать, но суть не изменилась: продавливание глав субъектов с подключением силовых структур, открытый шантаж и пр. Подобное происходит и может происходить с каждым из нас.
В результате таких явлений, какие последствия мы имеем в России как для государства? А последствия самые печальные. Такой экономический, политический и социальный беспредел воспринимается обществом уже как норма. Народ уже привык к этому, и даже думает, капитализм может быть только таким, диким, в котором мы, граждане России, пребываем быть, начиная с 90-х годов ХХ в. по сей день. Этот беспредел и есть – самое главное, базовое, негативное явление российской действительности, которое возникло и процветает без участия основного населения России.
Отсюда вытекает весь негатив – коррумпированность власти, начиная от высших эшелонов до муниципальных образований на местах. Этими пороками поражена вся Россия, все субъекты, все государственные органы и не государственные, все предприятия и учреждения. Оно – порождение так называемой вертикали власти. Сегодня Россия – это «Раковый корпус» А.Солженицына, где в знаменитом романе «великого диссидента» был поставлен убийственный диагноз: опухоль, которая дала сегодня необратимые метастазы во всех жизненноважных органах России как государства.
Второе явление, которое порождено первым — это тот же рейдерский захват, но уже пожирающий интеллектуальную и духовную жизнь общества.
В первом случае – Якутия, как одно из крупных государственных образований и субъектов Российской Федерации, частично является жертвой, благодаря системному предательству правящей элиты, оказавшейся по многим причинам в ловушке у спецслужб и подвергавшейся шантажу. Во втором случае, должностные лица, находящиеся у кормушки десятки и более лет, видимо, еще не достигли того потолка материального благополучия, за которым, как бы, могли появиться угрызения совести и прочее христианское моралите. Но оно не для наших элит. Все это говорит о том, что у нас нет интеллигенции, которая бы ставила моральные преграды этим элитам.
Да, нас заставили смириться с этим, большинство людей просто уже перестали на это обращать внимание, но от этого эти явления не становятся менее опасными, поскольку они свидетельствуют о многом: об отсутствии гражданского общества, т.е. той, наиболее думающей части интеллигенции, поневоле вовлеченной в этот нехороший процесс. К сожалению, с нашего молчаливого согласия и происходит попирание прав личности, законных норм авторского права и интеллектуальной собственности в масштабах страны и в отдельно взятой республике, который имеет свою специфику. Об этом и речь. Об одном частном случае из множества подобных.
Откройте официальные сайты СМИ республики за 19 апреля с.г. и читайте информацию, данную анонсом о совещании, проходившем у вице-спикера Государственного собрания (Ил Тумэн) РС (Я) А.Н.Жиркова, о готовящемся под его руководством системном каталоге материальной и духовной культуры народов Якутии ХVII - начала ХХ веков.
Читая эту информацию, невольно задаешься вопросом, что, уже началась пиар-компания законодательной власти республики? Что, вице-спикер, неизменно избиравшийся народным депутатом от родного Усть-Алданского улуса, опять пустился во все тяжкие предвыборной гонки? Неужто, народный депутат, ряд лет неизменно руководивший Постоянным комитетом по образованию, здравоохранению, культуре, а ныне являющийся вице-спикером, опять с благословения президента Борисова Е.А. идет заполнять скамейку «своих в доску»? Или опять идет по партийному списку переживающей не лучшие времена правящей партии «единороссов»? А может, это очередной рейдерский захват интеллектуальной собственности других авторов, за неимением своих личных проектов и собственных идей? Видимо, тут сплелось воедино и то, и другое.
В республике уже давно стартовал и начал набирать обороты долгосрочный международный научно-образовательный проект «Циркумполярная цивилизация в музеях мира: вчера, сегодня, завтра» (http://arcticmuseum.com/) под эгидой двух уважаемых международных организаций: ЮНЕСКО и ИКОМ. Главной идеей и основным направлением вышеуказанного проекта является возвращение в электронном и книжном вариантах образцов материальной и духовной культуры коренных народов Арктики, в том числе и народа саха (www.agiki.ru/docs/55.doc). Речь идет об экспонатах, вывезенных еще в дореволюционное время во время выставок в Нижнем Новгороде и Всемирных выставках в Париже, большинство из которых не вернулось в Якутию и осело в музеях Европы и Нового Света. Но обмен экспонатами продолжался и в советское время. Сегодня они разбросаны в музеях многих стран мира, которые по проекту готовы вернуть их в виде электронных каталогов и совместных книжных изданиях.
При финансовой поддержке Национального комитета РС (Я) по делам ЮНЕСКО в 2008 году были проведены экспедиции по музеям Монголии, Японии, Германии, США для выявления объема и количества интересующих экспонатов. В 2009 году летом была проведена Первая международная конференция по проекту под эгидой ЮНЕСКО. Данный проект прозвучал как один первых и перспективных проектов России в Генеральной Ассамблее в ИКОМ 9 ноября 2010 года в Шанхае. Сегодня проект имеет свой Международный комитет по реализации проекта, куда вошли представители ИКОМ России, Норвегии, Германии, Франции, стран Скандинавии и т.д. и секретариат.
Поражает сходство идей и целей международного проекта и системного каталога под руководством вице-спикера Ил Тумэна. Как ни странно, пунктом 2 Распоряжения Президента РС (Я) Е.А.Борисова №142-РП от 5 марта 2012 года «О создании комиссии по подготовке системного каталога «Материальная и духовная культура народов Саха-Якутии XVII – начала XX вв. в музеях мира» поручается «рабочей комиссии (А.Н.Жиркову) до 10 апреля 2012 года представить на утверждение Правительства РС (Я) план работы и смету расходов на проведение поисково-исследовательских работ по подготовке системного каталога и его издания». Это что, простое сходство? Или банальное воровство интеллектуальной собственности? А может, это привычный распил бюджетных средств?
Согласитесь, ну где тут логика – нужные исследования уже проведены в 2008 году, а мы опять будем тратить бюджетные деньги на те же цели? Зачем? Кому это надо? К чему такие большие расходы из бюджетных средств на дублирование исследований, притом, что они будут проводиться за рубежом? А то, что это будут большие средства, не придется сомневаться, иначе вице-спикер «не купился» бы на такой проект.
Однако, как показывает жизнь, вице-спикер, человек исключительно разносторонних интересов. Он давно позиционирует себя и претендует, без малого, на духовное лидерство якутского народа. Да к лицу ли одному из высших должностных лиц республики, чтобы избираться в очередной раз на народного депутата пуститься во все тяжкие? Да, сладка та кормушка, что трудно расстаться! Это и понятно, ведь у нас сегодня «кому живется хорошо, вольготно на Руси?». На мой взгляд, только таким людям, подобно непотопляемому вице-спикеру.
В завершении хочется привести один казус из истории выпуска знаменитого Словаря якутского языка Э.К.Пекарского. Истинный духовный лидер первой якутской интеллигенции, отец якутского либерализма Василий Васильевич Никифоров-Кюлюмнюр заступился за первого лингвиста, полиглота Семена Андреевича Новгородова, когда при выпуске Словаря Э.К.Пекарский вычеркнул его имя из числа соавторов. К слову сказать, сам Э.К.Пекарский, сосланный со 2 курса Харьковского ветеринарного института в Якутию, видимо, не так был силен в сравнительной лингвистике, чтобы одному стать автором этого огромного фолианта, поэтому привлекал первоклассных профессионалов, подобно С.А.Новгородову. Как утверждают источники, он слабо знал не только якутский язык, но вряд ли был знатоком других тюркских языков, которыми изобилуют сравнительные статьи словаря, составляющие неоспоримую ценность этого труда.
Исследователям доподлинно известно, что Э.К.Пекарский был хорошим организатором издания словаря. В то время он единственный из всех политических ссыльных имел право свободного перемещения из одного улуса в другой, чтобы собирать материал. Следовательно, он воспользовался коллективным трудом многих политических ссыльных и первых якутских интеллигентов, в том числе и С.А.Новгородова, который, будучи знатоком тюркских и тунгусо-маньчжурских наречий, монгольского, калмыцкого, китайского, французского и немецкого языков, во время работы в НИИ сравнительной истории, литературы и языков Запада и Востока при Ленинградском государственном университете, вел сравнительно-исторические исследования связей якутского языка с другими тюрко-монгольскими языками. Итогом послужила составленная им картотека в несколько тысяч карточек.
Предположительно, эта картотека была положена в основу той сравнительной части якутского языка с другими тюрко-монгольскими языками в словаре. Однако предприимчивым Э.К.Пекарским во время выпуска словаря его имя было вычеркнуто, как и других соавторов.
Сохранилась переписка С.А.Новгородова с В.В.Никифоровым, где первый жалуется на Э.К.Пекарского, чтобы тот повлиял на последнего, поскольку свое устное обещание не выполнил и не включил его имя как автора. С.А.Новгородов работал над словарем два года (с 1 мая 1921г. и 1 мая 1923 г.), свой уход из словаря он так описывает в письме к С.В.Ястремскому: «Свое сотрудничество с Э.К.Пекарским, продолжавшееся ровно два года, я прекратил по причине нарушения им своего обещания поместить мою фамилию на обложке словаря наряду с его другими ближайшими сотрудниками: протоиереем Димитрианом Поповым и В.М.Ионовым».
Неизвестно, какое продолжение имела бы эта некрасивая история, если б С.А. Новгородов не умер так рано, в расцвете творческих сил в 1924 г. Известно одно, что по этому поводу В.В.Никифоров съездил даже в Санкт-Петербург, чтобы защитить авторские права первого якутского лингвиста.
К чему этот эпизод из истории словаря якутского языка? Один из современных лингвистов в своей монографии назвал Э.К.Пекарского «якутским феноменом». А между тем, в 2006 г. под редакцией Жиркова А.Н. вышел из печати альбом, посвященный В.В.Никифорову к его 140-летию. Судя по этому изданию, современный земляк В.В.Никифорова явно идеализирует духовного лидера якутов дореволюционного времени. Но то, что для В.В.Никифорова, как истинного интеллигента, авторское право «было ясным как божий день», то для сегодняшних правителей оно – всего лишь эфемерное, либеральное понятие. Почему стало возможным в современной России такое правило, когда что угодно можно попрать, даже интеллектуальный труд многочисленных людей, профессионалов своего дела?
Антон Гуринович.