Всего были изучены биографии более 1500 миллиардеров по пяти критериям: 1) богатели ли в коррупционно уязвимых отраслях, 2) участвовали ли в приватизации, 3) имеют ли неформальные связи с властями, 4) применяли ли порицаемые механизмы защиты капитала, 5) влияние на СМИ и политиков. Олигархом считался тот мегабогач из топ-100, у которого были четыре или пять из этих признаков.
«В России нет олигархов», – звучит позиция властей, и об этом же заявлял Владимир Путин. Ведь «олигархи – это те, кто использует свою близость к власти, чтобы получать сверхдоходы» и «преференции», а таких глава государства «уже не знает».
Но 94% россиян почему-то не заметили чудесного исчезновения олигархов и уверены, что они в стране есть, показал опрос ВЦИОМа от 2018 г. А 40% граждан заявили в 2021 г., что именно интересы олигархов обслуживает власть.
Казалось бы, публично миллиардеры РФ стали скромнее. Их влияние на выборы не так заметно. Да и двери правительственных кабинетов, как в 1990-х, они не вышибают, чтобы разогнать неугодный парламент или протолкнуть решение о массовой приватизации.
«Им просто это не нужно. Ведь созданные советским народом богатства уже присвоены», – говорит ученый-экономист Олег Комолов. У государства осталось лишь 15% собственности. И сейчас задача миллиардеров – удержание богатств и передача их наследникам.
«И по мнению народа, и с позиции закона приватизация 1990-х была преступной. Но извлекать прибыль от присвоенных богатств олигархи продолжают. Что это, как не мегапреференции, о которых говорил президент?» – отметил Комолов. Тем не менее позиции миллиардеров в последние годы слабели. Если в середине нулевых индекс олигархичности был 26–28%, то сейчас – в три раза меньше. До 2014 г. олигархов считали самыми влиятельными после президента, но к 2023 г. они сместились на 15-е место.
Крупнейшая в мире олигархия – в США, но относительно богатств страны ее капитал невелик – 0,5%. В Китае индекс олигархичности всего 0,1%. Там среди миллиардеров преобладают инноваторы, а не приватизаторы.
Но дело не в сортах богачей. «Капитализм – это глобальная сеть, в которой каждый элемент взаимосвязан с остальными», – подчеркивает Комолов. Без капиталов российских сырьевых олигархов, вложенных в западные финансовые инструменты, не сложились бы спекулятивные прибыли Сороса. А глянцевые картинки офисов Купертино связаны с паразитизмом олигархов Конго, выжимающих пот и кровь из детей на литиевых рудниках.
«Порочна вся капиталистическая система, которая соткана из противоречий, толкающих народы к кризисам и войнам», – говорит ученый. Олигархия же – это самая гнусная форма угнетения, которая цинично подменяет собой государство. Она разлагает традиционные барьеры, не позволяющие стае волков перегрызть всех овец и оставить себя же без пищи в будущем.
Господство олигархии за 30 с лишним пореформенных лет ослабило Россию перед внешними угрозами. Это спровоцировало усиление внешнего давления и его переход в агрессивную стадию. Запад якобы недоволен олигархами РФ. Но их становление – это результат продиктованных извне рыночных преобразований. Смысл санкций не в уничтожении своего детища. Этим кнутом хотят заставить олигархов активнее вредить России.
Чтобы поправить дела, они лоббируют дальнейшую приватизацию, сопротивляются росту налогов, повышают тарифы, усиливают эксплуатацию труда и экономию на инвестициях. А личную выгоду прикрывают ширмой национальных интересов. «Олигархической власти всегда легче продолжать политику ограбления собственного народа и государства», – говорил Путин в 2018 г.
ИА «Равенство»
ОТ РЕДАКЦИИ. Олигархов в классическом понимании этого слова в России действительно нет. Не те сейчас времена, чтобы крупный бизнес, как в «лихие 90-е», полностью соединял в своих руках все нити управления огромной страной, контролируя ее внутреннюю и внешнюю политику. Важно то, что за последние годы изменения в международной обстановке скорректировали и численность российских миллиардеров. Только в 2022 году их количество снизилось до 88 человек. Многие выбыли из списка богатейших россиян путем добровольного отказа от российского гражданства. В их числе – Игорь Макаров, Андрей Баронов, Ратмир Тимашев, Олег Тиньков, Василий Анисимов, Юрий Мильнер, Николай Сторонский и другие. Так что ряды миллиардеров в России вроде начали редеть. Но капиталы умножаются.