Adult Search

Якутский республиканский комитет

Коммунистической партии Российской Федерации

Адрес: Республика Саха (Якутия),
г. Якутск, ул. Октябрьская, дом 3
Телефон: +7 (411) 23-66-151
Электропочта: mgm_2004@mail.ru

Главные

события

классовой

борьбы

Красный Первомай в Якутии: «Хватит терпеть!»
Будем достойными наследниками Победы!

 Но единороссы не позволили!.. Некоторым из них, наверное, и самим было стыдно… Выходя из здания Думы, они натыкались на пикеты возмущенных студентов, и наши «суперпатриоты» из «ЕдРа» прятали лица…

А вот спикер-единоросс Володин (который в годы своей аспирантской юности в славном городе Самаре получал полновесную советскую стипендию – около 100 рублей!) как-то говорил, что нам нужно возрождать традиции российского образования! Правда, он имел в виду не советское высшее образование, которое, собственно, «вывело его в люди», позволило сыну простой провинциальной учительницы начальных классов, закончить институт, стать кандидатом наук без всякой оплаты обучения! Володин имел в виду дореволюционное российское образование… Но вот незадача: академическая стипендия для студентов – не изобретение «социальных экспериментаторов-большевиков». Она существовала и до 1917 года. Большевики были практиками, которые отталкивались от реальности. Многое из того, что они сделали (от реформы орфографии до электрификации), было намечено уже до революции, передовыми людьми своего времени. Большевики лишь отказались от устаревших социальных преград, мешавших этим планам, придали передовым идеям общегосударственный размах…

2.

В Российской империи студенты разделялись на «своекоштных» (как сейчас говорят, «коммерческих») и казеннокоштных (бюджетных). Первые платили за обучение из своего кармана (причем это не обязательно были выходцы из богатых семей), вторым оплачивало обучение государство. Вторых было меньше. Царское правительство старалось ограничить поступление в вузы выходцев из бедных слоев, усматривая в них потенциальных «бунтарей-радикалов». Казеннокоштным, не могущим обеспечить себя, полагался пансион – проживание в общежитиях, питание и обмундирование (студенты тогда носили мундиры) за счет казны, то есть своеобразная «натуральная стипендия». За успешную учебу и своекоштный, но бедный студент мог добиться освобождения от оплаты и перехода на пансион. С 1860-х годов пансион стали заменять денежными выплатами от университета, от городских властей, из казны государства. Их и назвали на латинский манер стипендиями.

Но доля студентов-стипендиатов была невысока. К примеру, в 1850-х в Санкт-Петербургском университете их было не более 8% общего количества студентов. Естественно, получали стипендии не все нуждающиеся, количество мест и выделенных средств были ограниченными. Всегда оставались те, кто вынужден был считать копейки, голодать, искать благотворителей, надрываться на подработках. Иногда выдавали только часть стипендии – на лечение, на приобретение формы. Вместо денег на питание могли дать талоны («абонентские книжки») в столовую. Да и размеры полных стипендий за успеваемость (их называли «балльные деньги») не радовали, даже студенты-стипендиаты были вынуждены подрабатывать уроками, переписыванием бумаг. Среди студентов были развиты виды взаимопомощи – обеды в складчину, кооперирование при снятии жилья.

Были также частные, именные, или, как бы сейчас сказали – адресные стипендии. Например, в 1875 году на средства семьи была учреждена стипендия памяти первого ректора Петербургского университета профессора Багульянского. Она составляла от 120 до 180 рублей в год, но вручалась только студентам-юристам, причем исключительно православного вероисповедания (студентов «иудейской веры» и других «иноверцев» семья поддерживать не желала). Таких именных стипендий было мало, и они не могли изменить общего бедственного положения студенческой массы. Это порождало и трагикомедии, и драмы.

В 1830-х годах студент Петербургского университета по фамилии Александров оказался совершенно без средств. В стипендии ему отказали. Ему нечем было платить за квартиру, и он очутился на улице. Тогда он нашел скамейку прямо напротив императорского дворца, повесил на нее табличку «Квартира студента Александрова» и улегся там спать. Его арестовала полиция за ненадлежащее поведение. Слух об этом дошел до Николая Первого, и царь распорядился изыскать отчаявшемуся студенту место в общежитии и стипендию. Александрову повезло, а многие менее удачливые его собратья вынуждены были бросать учебу, разбивая надежды семей, которые собирали копейки, чтобы вывести юношу в люди… Были и случаи самоубийств…

3.

Ситуация изменилась в советские времена. Специальный декрет Советской власти, выпущенный в августе 1918-го, гарантировал бесплатное высшее образование, доступное всем, независимо от национальности, вероисповедания, сословной принадлежности, пола. Последнее, кстати, особо важно. До 1917 года женщины в России не могли поступать в университеты и институты. Для них были «женские курсы», но оттуда выходили лишь фельдшерицы, сестры милосердия, учительницы начальных классов. Полноправных врачей, учителей и тем более юристов и инженеров они не выпускали. Теоретически женщина могла поступить в европейский университет (где было разрешено образование для женщин), и некоторые так и делали (как будущий великий математик Софья Ковалевская). Но было два препятствия: юридическое (до 1914 года российские женщины не имели паспортов, их вписывали в паспорт отца или мужа, как сейчас вписывают детей) и финансовая (далеко не у всех были деньги на поездку и жизнь за границей). Я раньше думал, что хоть за получение права на образование женщины должны быть благодарны Советской власти, но теперь вижу, что некоторые дамы, сами имеющие по два диплома и ставшие даже депутатами, наоборот, осуждают за это Ленина…

Но вернемся к советским вузам. В первые советские годы в вузах образование было полностью бесплатным. В 1921 году была объявлена новая экономическая политика, а в 1924-м была принята Конституция СССР, по которой вводились ограничения для «лишенцев» – лиц, пораженных в правах из-за того, что они принадлежали к эксплуататорским классам (бывшие дворяне, помещики, капиталисты, жандармы, офицеры армии и т. д.); либо занимались коммерцией и использовали наемных работников уже в новые времена. На них возлагалась обязанность платить за образование в вузе.

Но мы говорим о советских студентах 1920-х. Более половины из них составляли выходцы из рабочих и крестьян.

В 1933 году (уже после отказа от НЭПа, при Сталине) вышло постановление, по которому стипендии стали начислять всем студентам вузов. Причем от курса к курсу они росли (так как перевод на другой курс уже означал успешную учебу). Студенты первого курса стали получать 65 рублей, студенты-пятикурсники, учившиеся на отлично, – 135 рублей. Особые стипендии полагались студентам дефицитных, нужных стране специальностей. Стипендия пятикурсников составляла там 175 рублей. Для сравнения: средняя зарплата в СССР была тогда 331 рубль.

20 декабря 1939 года (к 60-летию И.В. Сталина) государство учредило Сталинскую стипендию. Ее платили только лучшим студентам, но стипендиатов было все же немало – более 4 тыс. человек по всему Советскому Союзу. Выплаты доходили до 500 и даже до 1 тыс. рублей в месяц. По тем временам это огромные деньги! Секретарь обкома ВКП(б) – должность, аналогичная современному губернатору – получал от 1 тыс. до 1,5 тыс. рублей в месяц!

По положению о Сталинской стипендии каждому вузу полагались разнарядки на стипендиатов. Больше всего последних было среди учащихся военных вузов – страна готовилась к войне. В 1940-м по 100 стипендий получили Бауманка, МГУ, Ленинградский политех. Но и гуманитарии из ГИТИСа получили 50 Сталинских стипендий.

Сейчас антисоветчики всех мастей любят позлословить о введении платного образования при Сталине. Действительно, в 1940 году вышло постановление о введении платы за обучение в старших классах школ (с 8 по 10 класс) и в вузах. Плата в вузах составляла от 300 (в провинциальных городах) до 500 (в Москве и Ленинграде) рублей в год. Это было 10% дохода средней семьи (при условии, что работает только один член семьи!). Напомню, что средняя зарплата в СССР тогда была 331 рубль в месяц.

Причина была прагматической. Страна готовилась к войне, и ей нужны были средства. В 1939 году в советских вузах обучалось 600 тыс. студентов. Это было больше, чем во всех странах тогдашней Европы, вместе взятых! А в средних школах училось еще 12 млн человек! На обучение одного студента государство тратило около 3400 рублей в год! А платить попросили всего около 300 рублей, то есть десятую часть общих затрат.

После введения платы успеваемость резко выросла. При этом стипендию в вузах никто не отменял, а отличникам, освободившимся от оплаты, она еще полагалась повышенная. Заметим, что большинство студентов тогда сами добывали деньги для оплаты. Родители, особенно деревенские, помочь им в этом, как правило, не могли. И ребята старались учиться на «4» и «5».

И наконец, те, кто ушел после 7 класса (семилетнее образование в сталинском СССР было всеобщим и бесплатным!) в ФЗУ (аналоги ПТУ), тоже не лишались перспективы высшего образования. Они, уже работая на заводе и фабрике и получая неплохую зарплату, могли учиться на заочных отделениях (за половину оплаты).

В 1961 году, когда страна окончательно вернулась к мирному ритму жизни, после Отечественной войны, высшее образование снова стало бесплатным. В последние десятилетия социализма наблюдался рост благосостояния советских студентов. Эти годы застал уже и я. Простая стипендия была тогда 40 рублей, повышенная – 50. Специальная, Ленинская доходила до 80 и до 100 рублей (но, конечно, таковые получали не все). Средняя зарплата в СССР была 120 рублей в месяц. Если учесть, что студентам полагались талоны на питание в столовых, льготы за проезд, что продукты первой необходимости стоили очень дешево (белый хлеб, например, 20 копеек), то даже получая простую стипендию, студент мог скромно прожить месяц без помощи родителей (а она была – и продуктами, и деньгами). Наконец, летом большинство студентов отправлялись работать в стройотрядах, где им платили солидную заплату – от 200 до 400 рублей в месяц. Многие и в течение семестра подрабатывали дворниками, сторожами.

В общем, советский студент 1970–1980-х отличался от дореволюционного и от студента 1920-х годов тем, что серьезных материальных проблем не знал. Все изменилось с развалом СССР.

4.

Я не буду писать о положение российских студентов в 1990-х. Об этом и так написано много, и большинство сограждан помнит то обнищание и позор, в которые были повергнуты бюджетники, офицеры армии и милиции, медики, учителя, преподаватели вузов и ссузов и, конечно, студенты. Именно тогда студенческая стипендия скукожилась до таких размеров, что видеть в стипендии источник существования стало совсем уж невозможным.

После ухода из Кремля президента Ельцина многое в нашей стране изменилось. Новой власти удалось – хорошо ли, плохо ли, но оставить Чечню и Дагестан в российском правовом пространстве. Было покончено с сепаратистскими тенденциями в других регионах, укреплена «вертикаль власти». Армия и силовые органы были перевооружены, получили, в конце концов, солидное денежное довольствие, военным и полицейским стали даже выдавать служебное жилье. Прекратились невыплаты зарплат бюджетникам, заработали кое-какие производства (прежде всего – оборонные). Все это дало основание говорить, что Россия «встает с колен», и в определенной степени, если сравнивать с откровенно компрадорскими 1990-ми, в этом была доля правды.

Но, к сожалению, на систему высшего образования эта «благодать» не распространилась. Вузы России все 20 лет после 2000-го не просто продолжали терзать неолибералы-западники с их зудом реформаторства, они за них принялись с каким-то особым остервенением. Чего стоило только уничтожение вступительных экзаменов в вузах, переход на ЕГЭ, а также пресловутая Болонская реформа! В течение 2000–2020 годов российскую высшую школу трясло так, как не трясло даже в 1990-е: переходили на бакалавриат, уничтожали филиалы и старейшие отраслевые вузы, сливали классические и технические университеты, изводили преподавателей бюрократической работой по написанию никому не нужных методических комплексов, вводили подушевое финансирование, окончательно уничтожившее возможность отчислять двоечников…

Со стипендиями у студентов все так же обстояло очень грустно. Они так и остались символическими и, увы, таковыми являются и по сей день. Давайте обратимся к фактам.

Сегодня в России существует несколько видов студенческих стипендий. Самая распространенная из них – академическая, которая выплачивается за хорошую и отличную успеваемость. Ее «базовый» размер в 2024 году составляет 1967 рублей («РИА Новости»: «Стипендия студентам в 2024 году: изменение размера и видов выплат»). Некоторые вузы увеличивают эту сумму за счет собственных средств. Например, в МГУ доплачивают до суммы, примерно равной 2900 рублей.

Есть, правда, повышенная академическая стипендия. Ее выдают за особые достижения, например успехи в научной деятельности, используя средства каждого конкретного вуза. Она посущественнее – от 3 тыс. до 15 тыс. рублей. Так, повышенная стипендия на мехмате МГУ – 13 135 рублей. Немного не дотягивает до прожиточного минимума (он у нас теперь 15 453 рубля!), но уже кое-что! Однако в провинциальном вузе такой студент получит меньше, и вообще такие стипендиаты – редкость. Я, например, за 20 лет работы на родном факультете встретил такового лишь один раз.

Размер базовой социальной студенческой стипендии в 2024-м – 2953 рубля. Ее выдают студентам-сиротам, выходцам из многодетных и малобеспеченных семей, ветеранам военных действий. Но количество стипендиатов ограничено, и если студент поступил не на «бюджет», рассчитывать на «социальную» он не может.

Имеются адресные, именные стипендии. Их размеры тоже заставляют задуматься о наличии чувства юмора у тех, кто их учреждал. Так, стипендия им. Егора Гайдара, которая выплачивается прошедшим особый конкурс лучшим студентам-экономистам, составляет… 1,5 тыс. рублей! Что ж, и в правление Егора Тимуровича зарплаты бюджетников оставляли желать лучшего…

Столько же – 1,5 тыс. рублей – составляет стипендия имени Солженицына.

В честь А. Собчака учреждена стипендия для юношей и девушек, изучающих в вузах право. Специальная комиссия отбирает стипендиатов, и им выплачивается… 5 тыс. рублей в течение года (примерно по 400 рублей в месяц)!

Конечно, есть и стипендия президента РФ, своеобразный аналог Сталинской стипендии 1930-х годов… Претенденты проходят жесткий отбор. Чтоб стать ее номинантом, нужно не просто учиться лишь на хорошо и отлично, нужно еще заниматься наукой, публиковаться в серьезных научных журналах, побеждать в студенческих олимпиадах. И тогда счастливчик до 2023 года включительно получал стипендию размером… 2,2 тыс. рублей в месяц!

25 января 2024 года, в День студента, В.В. Путин, выступая перед студентами в Калининграде, объявил о повышении президентской стипендии для студентов более чем в десять раз – до 30 тыс. рублей. Это, конечно, можно только приветствовать, поскольку стипендия для отобранных по всей стране лучших студентов теперь вдвое выше прожиточного минимума (в 15 тыс. рублей). Но она все равно не дотягивает до средней зарплаты по стране – 40 тыс. рублей.

Есть, правда, специальные президентские стипендии, которые предназначены студентам и аспирантам «приоритетных специальностей» (таких как «Информатика», «Математика», «Ядерная физика», «Военное кораблестроение»). До 2023 года они могли рассчитывать на 7 тыс. рублей… В ноябре 2023 года, видимо, решили учесть тяжелую ситуацию в стране и в мире, острую нужду России в высококвалифицированных специалистах и учредили особую президентскую стипендию для аспирантов и адъюнктов, «проводящих научные исследования в рамках реализации приоритетов научно-технологического развития». Теперь президентская стипендия для аспирантов приоритетных специальностей – полновесные 75 тыс. рублей в месяц. Но таковых стипендиатов будет каждый год лишь 2 тыс. человек по всей стране. А в российских вузах – почти 88 тыс. аспирантов…

5.

Подведем итог. Стипендия (и студенческая, да и аспирантская!) давно перестала у нас выполнять свои функции. Этих функций, очевидно, две:

1) помощь студентам из бедных семей, чтобы они имели средства для существования на время учебы;

2) материальная стимуляция к хорошей учебе.

Первую функцию у нас должна выполнять социальная стипендия, вторую – академическая. Но, как видим, студент из бедной семьи или сирота может рассчитывать примерно на 2 тыс. рублей в месяц, а студент, который сдал сессию на одни «4» и «5», – примерно на столько же. Хватит ли сироте 2 тыс. рублей, чтобы прожить месяц? Будет ли современный студент корпеть над учебниками ради прибавки в 2 тыс. рублей в месяц? Ответы очевидны…

Президент ко Дню российского студента поднял студентам стипендию. Правда, не всем, а лишь президентским стипендиатам и на сумму, хоть и немалую, но не дотягивающую до средней зарплаты по стране. Тем не менее и этому нужно радоваться – раньше она была вообще 2,2 тыс. рублей. Но почти в то же самое время единоросское большинство в Госдуме (которое именует себя пропрезидентским!) поступает диаметрально противоположным образом! Оно ни в какую не пропускает поправки о повышении стипендии студентов хотя бы до прожиточного минимума! Неладно что-то в нашем королевстве… Одна рука государства делает одно, а другая – другое… Как это понимать?

Наш читатель – человек умный. Пусть он сам сделает правильные выводы. А мне пора уже заканчивать эту грустную сагу о стипендии…